Михайло Севрук
Публікація про житомирського акордерніста Бориса Векслера була опублікована в московському часописі ,,Оркестр,, і подається на російській мові.. Являючись власним кореспондентом часопису від Чехії я був вимушений із моральних причин скінчити творчу працю відразу у 2014 році, у звязку з російською військовою агресією проти України.
В декабре 2010 года исполнилось 80 лет со дня рождения Бориса Векслера- легенде аккордеоновой школы второй половыны ХХ столетия. Читателям представляется памятный очерк об этому дивительном исполнителе-виртуозе, который оставил заметный вклад в истории развития украинской и российской аккордеоновой школы. Пусть творческий путь этого скромного труженика послужит примером и образцом для многих молодых начинающих музыкантов.
Борис Шаевич Векслер (8.12.1930-2004)–выдающийся аккордеoнист современности.Музыкант за призванием, как говорят от бога. В своей деятельности занимался концертным исполнительством,
работая солистом Житомирской, Ровенской, Киевской и Московской
филармонии а также ,,Москонцерта,,. Он
является автором переложений и обработок
произведений классического репертуара, джазового, латиноамериканской музыки, русских,
еврейских, украинских, румынских и других народных песен. Он активно занимался композиторской деятельностью
сочиния собственные произведения популярного репертуара. Но главноым в его творчестве всеже была исполнительская
сольная и ансамблевая деятельность. Он
развил современную акордеоновою школу,
ввел новые способы интерпретации,
обогатил аккардион новыми выразительными виртуозными приемами и свойствами,
оставил значительный след в своих последователях по целом мире. Многие
начинающие аккордеонисты его брали за эталон аккордеонового мастерства и
говорили:,,Хочу научится играть как Борис Векслер,,Что еще к этому
сказать.
Родился Борис Векслер в городе Житомире 8
декабря 1930 года.
Житомир богат на музыкальные знаменитсти. Там
родился знаменитый пианист современности Святослав Рихтер, композитор
Борис Лятошинский, знаменитый польский пианист-виртуоз Игнаций Педеревский и
многие известные дирижеры, композиторы и исполнители. С детских лет вращаясь в
музыкальной среде Борис начинает обучаться в Житомирской муз. школе по классу скрипки и фортепиано. В
1947 году стает студентом Жтомирского музыкального училища по классу фагота и
паралельно самостоятельно осваивает
технику игры на аккордеоне, играя в разных ансамблях и оркестрах. В 1950 -53
годах Борис проходит воинскую службу в Московской области в г.Домодедoво, где вначале был музыкантом военного
ансамбля, а потом на должности
руководителя ансамбля. После службы в армии Борис Векслер работает солистом
Житомирской обласной филармонии, а также играет со всевозможными
инструментальными ансамблями Житомирской
и Ровенской филармонии. В 1955 году Борис Векслер стает солистом Киевской
филармонии. Сыграв на прослушивании увертюру М.И. Глинки к опере ,,Руслан и
Людмила,, он решением атестационой
коммисии и художественного совета филармонии
был однозначно зачислен в штат солистов филармонии. Годы
работы в Киевской филармонии принесли Борису Векслеру большую популярность. Он
стает известным акордеонистом в
Советском союзе, который не имеет конкуренции. Много разьезжая с гастольными
поездками он становится любимцем публики. Вообще в начале ХХ столетия аккордеон в Европе был одним из самых популярных инструментов. Но
в послевоенное время в особенности. Многие участники второй мировой войны
возвращались из фронта, в качесте трофеев привозили домой аккордион. Этот
недорогой и легкодоступный инструмент имеет большую популярность и сегодня.За
годы работы в Киеве он много играет сольных произведений собственного
сочинения и обработанных им произведений для аккордеона, а также в сопроваждении разных
музыкальных ансамблей. В 1964 году он был зачислен на работу солистом
концертной организации,,Москонцерт,,.В Москве он играет сольные программы в состваве
инструментального триа, а также в разнообразных ансамблях и оркестрах. В этот период своего
творчества Борис Векслер достигает найбольшего успеха, принимая участие в концертами в известных московских концертных залах, а
также в гастрольных турне в союзных республиках. Его часто транслируют по
всесоюзному радио. Выходит несколько грамофонных пластинок из записями концертных произведений в его
исполнении. В 1971году Борис Векслер эмигровал из СССР. В разные периоды жизни
проживал в Италии, Австрии, Израеле, Канаде и США. Свой жизненный путь окончил
в США 2004 году где умирает в Нью-йорке.
В
своей жизни имя Бориса Векслера встречал много раз в общении с музыкантами. Но
к своему стыду впервые это имя услышал
от мальчика аккордеониста, которому давал частные уроки игры аккордеона, будучи
студентом Киевской консерватории. В свое время я занимался в музшколе на
аккордеоне и этот инструмент мне близок и сейчас.Узнав что я учился в Житомире
он спросил меня :не учился ли я у Бориса Векслера знаменитого аккордиониста.
Мне пришлось ответить правду,что я его имени совсем и не знаю. Обучаясь в консерватории в Киеве я стал более подробно интересоываться Борисом Векслером среди студентов и любитеоей музыки , но он в то
время уже эмигровал из СССР и его помнили лишь старые музыканты и любители музыки. В то время о эмигрантах старались не говорить. Это было
табу. В далнейшем я узнал,что он музыкант –самоучка , но благодаря
огромнейшему трудолюбию и таланту стал одним из известных аккродеонистов мира ХХ столетия. С детства Борис Векслер играя в
разных оркестрах, а далее в
филармрнических ансамблях и оркесирах, он приобрел практический жизненный опыт
и изобрел свой способ, свою манеру игры на аккордеоне отличающийся большими
виртуозностью и легкостью. Кроме того, что он был незаурядный исполнитель, о
также сочинял собственную музыку и делал всевозможные переложения и обработки для аккордеона, которые в последствии являлись основой и
методическими пособиями для многих поколений
учащихся музыкальных школ, музучилищ, институтов культуры и консерваторий.
Его обработки изданы многократ и пользуются
большим успехом. Прослушав этого
замечательного музыканта в концерте многие старались научиться играть как Борис
Векслер, подражая его игре. Его творчество пользовалось большим успехом, а
концерты собирали всегда полнй зал слушателей. Кроме этого он вел большую
концертую деятельность и был гостем многих международных фестивалей . Его
последователи продолжают путь начатый ним.
После
того как он прибыл в США, то
обнаружил,что там аккордеон значительно меньше развит чем в Европе. Безусловно
ему тоже пришлось пройти путь многих
эмигрантов, работая в самых различных местах, не связанных с музыкой. Однако путеводной звездой
всегда был аккордеон: в нем он всегда находил отдушину. Будучи уже несколько
лет на пенсии Борис Векслер активно занимается концертной деятельностью,
композицией и записью своих произведений а также собственных аранжировок и
аккомпониментов к ним. Будучи в 1997
году на гастролях в США солисты ансамбля ,,Мюзет,, из
Санкт-Петербурга Владимир Ушаков и
Сеогей Лихачев познакомились в Нью-Йорке с Борисом Векслером. Именно из
этого момента началась активна подготовка проекта публикации сочинений Бориса
Векслера в России. Одновременно начался выпуск аудиокассет с записями
выдающегося музыканта. В 2002 году в рамках издательской программы *S.P.M.E.
Editions*,осуществляемой солистами
Санкт-Петербуг Мюзет Ансамбля, вышла серия нотных сборников из восьми выпусков
, посвященная творчеству Бориса Векслера.Аудиокассета с записями музыканта
помимо собственной художественной ценности признана так же послужить иллюстративным материалом к
нотному тексту сборников. В обращении к широкому кругу любителей аккордеона
Владимир Ушаков как составитель сборников
выражает надежду на возрождение былой популярности аккордеона в России и
на восстановление в памяти народа имен исполнителей –бывших некогда весьма
популярных и разбросаных ныне по всему миру-кумиров многих поколений.
В
прелисловии к изданным сборникам в России Борис Векслер обращается к людям с
которыми его обьединяют общие интересы, в основе которых лежит музыкальный
инструмент под названием аккордеон.В своем обращении он говорит,,Я очень
рад,что нашей армии аккордеонистов не убывает, и аккордеон продолжает
оставаться на плаву.Для меня лично лестно,что спустя тридцать лет после моего
отезда из Россиие меня еще помят,мои пьесы играют и издают на Родине.Я
абсолютно убежден, что появляться новые
таланты, сновыми музыкальными идеями, которые поднимут популярность нашего
инструмента на более высокий уровень.
Да будет музыка!
Да будет аккордеон!
Борис Векслер. / США, Нью-Йорк
Немає коментарів:
Дописати коментар