неділя, 7 березня 2021 р.

Михайло Севрук 

 Публікація про житомирського акордерніста Бориса Векслера була опублікована в московському часописі  ,,Оркестр,, і подається на російській мові.. Являючись власним кореспондентом   часопису від Чехії я  був вимушений із  моральних причин   скінчити творчу працю відразу у 2014 році, у звязку з  російською військовою агресією проти України. 

В декабре 2010 года исполнилось 80 лет со дня рождения Бориса Векслера- легенде  аккордеоновой школы второй половыны  ХХ столетия. Читателям  представляется памятный очерк об этому дивительном исполнителе-виртуозе, который оставил заметный вклад в истории развития украинской и российской аккордеоновой школы. Пусть  творческий путь этого скромного труженика послужит  примером и образцом  для многих молодых начинающих музыкантов.

Борис Шаевич Векслер (8.12.1930-2004)–выдающийся  аккордеoнист современности.Музыкант за призванием, как говорят от бога. В своей деятельности  занимался концертным исполнительством, работая солистом   Житомирской, Ровенской, Киевской и Московской филармонии  а также ,,Москонцерта,,. Он является автором  переложений и обработок произведений классического репертуара, джазового, латиноамериканской музыки, русских, еврейских, украинских, румынских и других народных песен. Он  активно занимался композиторской деятельностью сочиния собственные произведения популярного репертуара. Но главноым  в его творчестве всеже была исполнительская сольная  и ансамблевая деятельность. Он развил  современную акордеоновою школу, ввел новые  способы интерпретации, обогатил аккардион новыми выразительными   виртуозными приемами и  свойствами,  оставил значительный след в своих последователях по целом мире. Многие начинающие аккордеонисты его брали за эталон аккордеонового мастерства и говорили:,,Хочу научится играть как Борис Векслер,,Что еще к этому сказать.  

Родился Борис Векслер в городе Житомире 8 декабря 1930 года. Житомир богат на музыкальные знаменитсти. Там  родился знаменитый пианист современности Святослав Рихтер, композитор Борис Лятошинский, знаменитый польский пианист-виртуоз Игнаций Педеревский и многие известные дирижеры, композиторы и исполнители. С детских лет вращаясь в музыкальной среде  Борис  начинает обучаться в Житомирской  муз. школе по классу скрипки и фортепиано. В 1947 году стает студентом Жтомирского музыкального училища по классу фагота и паралельно самостоятельно  осваивает технику игры на аккордеоне, играя в разных ансамблях и оркестрах. В 1950 -53 годах Борис проходит воинскую службу в Московской области в г.Домодедoво, где вначале был музыкантом военного ансамбля, а потом на  должности руководителя ансамбля. После службы в армии Борис Векслер работает солистом Житомирской обласной филармонии, а также играет со всевозможными инструментальными  ансамблями Житомирской и Ровенской филармонии. В 1955 году Борис Векслер стает солистом Киевской филармонии. Сыграв на прослушивании увертюру М.И. Глинки к опере ,,Руслан и Людмила,, он  решением атестационой коммисии и художественного совета филармонии  был  однозначно  зачислен в штат солистов филармонии. Годы работы в Киевской филармонии принесли Борису Векслеру большую популярность. Он стает известным акордеонистом  в Советском союзе, который не имеет конкуренции. Много разьезжая с гастольными поездками он становится любимцем публики. Вообще в  начале ХХ столетия  аккордеон в Европе  был одним из самых популярных инструментов. Но в послевоенное время в особенности. Многие участники второй мировой войны возвращались из фронта, в качесте трофеев привозили домой аккордион. Этот недорогой и легкодоступный инструмент имеет большую популярность и сегодня.За годы работы в  Киеве он много  играет  сольных произведений собственного сочинения  и  обработанных им произведений для аккордеона, а также в сопроваждении разных музыкальных ансамблей. В 1964 году он был зачислен на работу солистом концертной организации,,Москонцерт,,.В Москве он играет сольные программы в состваве инструментального триа, а также в разнообразных ансамблях и оркестрах. В этот период своего творчества Борис Векслер достигает найбольшего успеха, принимая  участие в концертами  в известных московских концертных залах, а также в гастрольных турне  в  союзных республиках. Его часто транслируют по всесоюзному радио. Выходит несколько грамофонных пластинок из  записями концертных произведений в его исполнении. В 1971году Борис Векслер эмигровал из СССР. В разные периоды жизни проживал в Италии, Австрии, Израеле, Канаде и США. Свой жизненный путь окончил в США 2004 году где  умирает в Нью-йорке.

В своей жизни имя Бориса Векслера встречал много раз в общении с музыкантами. Но к  своему стыду впервые это имя услышал от мальчика аккордеониста, которому давал частные уроки игры аккордеона, будучи студентом Киевской консерватории. В свое время я занимался в музшколе на аккордеоне и этот инструмент мне близок и сейчас.Узнав что я учился в Житомире он спросил меня :не учился ли я у Бориса Векслера знаменитого аккордиониста. Мне пришлось ответить правду,что я его имени совсем и не знаю. Обучаясь  в консерватории в Киеве  я стал более подробно  интересоываться Борисом Векслером среди  студентов и любитеоей музыки , но он в то время уже эмигровал из СССР и его помнили лишь старые   музыканты и любители музыки. В то время  о эмигрантах старались не говорить. Это было табу. В далнейшем  я узнал,что  он музыкант –самоучка , но благодаря огромнейшему трудолюбию и таланту стал одним из известных аккродеонистов мира  ХХ столетия. С детства Борис Векслер играя в разных оркестрах, а далее  в филармрнических ансамблях и оркесирах, он приобрел практический жизненный опыт и изобрел свой способ, свою манеру игры на аккордеоне отличающийся большими виртуозностью и легкостью. Кроме того, что он был незаурядный исполнитель, о также сочинял собственную музыку и делал всевозможные переложения  и обработки для аккордеона, которые   в последствии являлись основой и методическими пособиями для  многих  поколений  учащихся музыкальных школ, музучилищ, институтов культуры и консерваторий. Его обработки изданы многократ и пользуются  большим успехом.  Прослушав этого замечательного музыканта в концерте многие старались научиться играть как Борис Векслер, подражая его игре. Его творчество пользовалось большим успехом, а концерты собирали всегда полнй зал слушателей. Кроме этого он вел большую концертую деятельность и был гостем многих международных фестивалей . Его последователи продолжают путь начатый ним. 

После того как он  прибыл в США, то обнаружил,что там аккордеон значительно меньше развит чем в Европе. Безусловно ему тоже  пришлось пройти путь многих эмигрантов, работая в самых различных местах, не  связанных с музыкой. Однако путеводной звездой всегда был аккордеон: в нем он всегда находил отдушину. Будучи уже несколько лет на пенсии Борис Векслер активно занимается концертной деятельностью, композицией и записью своих произведений а также собственных аранжировок и аккомпониментов к ним. Будучи в  1997 году на гастролях  в США  солисты ансамбля ,,Мюзет,, из Санкт-Петербурга Владимир Ушаков и  Сеогей Лихачев познакомились в Нью-Йорке с Борисом Векслером. Именно из этого момента началась активна подготовка проекта публикации сочинений Бориса Векслера в России. Одновременно начался выпуск аудиокассет с записями выдающегося музыканта. В 2002 году в рамках издательской программы *S.P.M.E. Editions*,осуществляемой солистами Санкт-Петербуг Мюзет Ансамбля, вышла серия нотных сборников из восьми выпусков , посвященная творчеству Бориса Векслера.Аудиокассета с записями музыканта помимо собственной художественной ценности признана  так же послужить иллюстративным материалом к нотному тексту сборников. В обращении к широкому кругу любителей аккордеона Владимир Ушаков как составитель сборников  выражает надежду на возрождение былой популярности аккордеона в России и на восстановление в памяти народа имен исполнителей –бывших некогда весьма популярных и разбросаных ныне по всему миру-кумиров многих поколений.

В прелисловии к изданным сборникам в России Борис Векслер обращается к людям с которыми его обьединяют общие интересы, в основе которых лежит музыкальный инструмент под названием аккордеон.В своем обращении он говорит,,Я очень рад,что нашей армии аккордеонистов не убывает, и аккордеон продолжает оставаться на плаву.Для меня лично лестно,что спустя тридцать лет после моего отезда из Россиие меня еще помят,мои пьесы играют и издают на Родине.Я абсолютно  убежден, что появляться новые таланты, сновыми музыкальными идеями, которые поднимут популярность нашего инструмента на более высокий уровень.

Да будет музыка!

Да будет аккордеон!

Борис Векслер.  / США,  Нью-Йорк  

 

Немає коментарів: